Тебя обижают в школе. Как решить проблему раз и навсегда. Что нельзя говорить ребёнку, если его обижают в школе Что делать если ребенка обижает одноклассник

16.08.2022
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Не всем детям повезло находиться в окружении дружелюбных сверстников. Практика показывает, что даже в самом благополучном и элитном классе найдется парочка хулиганов, которые будут обижать окружающих. И это не говоря о том, что еще существует проблема унижения и побоев со стороны старших ребят. Причем подростки, которые обижают более слабых ребят, как правило, имеют большие проблемы с характером и воспитанием. Обычно они трусливые и подлые (раз трогают малышей), а это значит, что обиды они могут наносить гнусно, исподтишка. То пнут проходящего по коридору мальчика, то отберут пирожок или игрушку, и делают это всё как будто между прочим. А еще нельзя сбрасывать со счетов школьные банды, которые преследуют и сильных и слабых, для них главное показать своё дешевое превосходство. Причем нападают они всегда толпой, поскольку в большинстве случаев именно стадность придает им ложную уверенность безнаказанности.

Если обижают ребенка в школе, то вначале ищите причину

Разные люди вкладывают свой смысл в слово «обижают». Одно дело, когда второклассники в азарте игры толкаются в коридоре и весело орут, это часто не очень большая проблема, так у маленьких детей в активных играх проходит притирка друг ко другу, они часто обижаются и быстро мирятся. Чаще это касается мальчиков, которые в том числе склонны к мелким конфликтам. Конечно, учителям нельзя позволять, чтобы дети поразбивали друг другу головы, но некоторая разрядка после 45 минут сидения за партой у маленьких школьников должна быть. И совсем другое дело, когда это систематические угрозы вашему ребенку исходящие от местных хулиганов.

Когда ребенка обижают одноклассники, то это может говорить о его заниженной самооценке, сложностях в общении, замкнутости. И если эти проблемы не решить в школе, то они будут преследовать человека всю жизнь. К решению сложностей внутри класса всегда привлекайте классного руководителя, выясняйте уровень взаимоотношений между учениками, проанализируйте вместе причины. Возможно, где-то вашему ребенку надо стать коммуникабельнее и смелее, например, пойти на спортивную секцию, завести друга, а, где-то надо приструнить зарвавшихся мальцов, которые не дают прохода вашему ребенку. Если дети еще небольшие, то в данном случае очень хорошо действует показательный разбор полётов вместе с учителем и родителями. В случае с подростками это не всегда действует, так как они изначально настроены на противление взрослым и конфликты. Но большей всё это напускное и нормальный подросток, оказавшись перед угрозой (пусть иногда и мнимой) вылета из школы или попадания в полицию, скорее всего, одумается и усмирит своё поведение до безопасного уровня. Только не вздумайте устраивать самосуд – это может привести к тому, что в итоге к ответственности привлекут вас, и вашему ребенку это совершенно не поможет.

Когда школьника обижают старшеклассники или хулиганы, то здесь причины могут быть и административного характера, например, отсутствие в школе охранника и отдельных помещений для разных возрастов. Вам в первую очередь надо поднять этот вопрос перед педагогом и администрацией учебного заведения, которые несут ответственность за безопасность детей. Побитый или униженный взрослыми ребятами школьник, это уже не мелкие шалости. Также стоит обратить внимание на то, какого рода конфликты возникают у вашего сына и на какой почве. Возможно, он сам временами ведет себя вызывающе, обижает окружающих и тем самым провоцирует агрессию, возможно, наоборот, его систематически преследуют школьные банды или отдельные хулиганы. Если ситуация принимает системный характер, то реагировать надо быстро и жестко.

Если в школе ребенка обижают и бьют, то задача родителей встать на защиту

Ваш сын или дочь подвергаются насилию и унижениям? Если вашего ребенка обижают в школе под молчаливое согласие окружающих учеников и педагогов, действуйте не раздумывая! Отговорки, как бы хуже чего не вышло уже не помогут. Хуже будет, если это будет продолжаться всю школу, приведет к серьезным изменениям психики и поломает вашему ребенку всю жизнь. Малолетние хулиганы часто действую нагло будучи уверенны в своей безнаказанности. Родители не могут с ними справиться, учителя бояться, директор показательно машет пальчиком, как тут не оборзеешь и не возомнишь себя школьным криминальным авторитетом. А проблема лежит в другом пласте, справиться с ними могут, но администрации школы часто не надо лишний шум и неприятности, они действую по принципу «как бы чего не выплыло наружу», а детей приносят в жертву агрессивным подросткам.

Что надо сделать вам как родителям, если ребенка в школе обижают агрессивные школьники.

  • Подготовьте запасной аэродром, проверьте информацию об окружающих школах, возможно, вам придется переводить свое чадо подальше из опасного учебного заведения;
  • Пишите заявление на имя администрации учебного заведения о существующей проблеме с просьбой немедленной принять адекватные меры и оградить вашего ребенка от школьников с криминальными склонностями. Вас, скорее всего, будут отговаривать, но это не более чем попытки защитить свое теплое директорское кресло;
  • Если ребенок избит, немедленно едьте в больницу, снимайте побои. Даже наличия нескольких ссадин или синяков вполне достаточно для заявления в полицию. В нём надо четко указать список нападавших, желательно с фамилиями и данными о том, из каких они классов. Кстати, для того чтобы написать заявление достаточно и одних угроз. По крайней мере, правоохранительные органы должны будут провести с обидчиками профилактическую беседу, поставить их на учет и периодически контролировать. Но это в теории, на практике участковый вас может сам отговаривать от подачи заявления. Ведь ему тоже не нужны лишние хлопоты. Но вы настойчиво оставляйте заявление, причем пусть вам сделают пометку о том, что оно принято такого-то числа. Иначе его могут «потерять». Если заявление не берут, надо обращаться в прокуратуру и вышестоящие инстанции правоохранительных органов, копии заявления можно отправить в районное управление образования. В заявлении укажите, что участковый такой-то отказался его принять;
  • Максимально оградите ребенка от хулиганов. Возможно, некоторое время встречайте его из школы, пока ситуация не утихнет. Как правило, все показные хулиганские выходки школьников после вмешательства правоохранительных органов либо сходят на нет, либо малолетние преступники отправляются в спецшколы;
  • Дайте своему ребенку технические средства защиты. Мобильный телефон с тревожной кнопкой и функцией слежения за ребенком. Стоят такие устройства недорого, но в случае опасности, вы сможете не только оперативно о ней узнать, но и увидеть где находится ваш ребенок и даже услышать, что происходит вокруг. Также можно автоматически включать диктофон, чтобы зафиксировать факт угроз и эмоционального давления.

Кстати, если в на территории школы или на пути к ней много больших собак, то мы также рекомендуем приобрести ребенку устройство для отпугивания животных. Об этом вы можете прочесть в нашей статье о средствах защиты от собак .

Всегда помните, что вы и ваши дети имеете право на безопасное существование. Вы платите налоги, и государство должно вам это право реализовывать. Если ваших детей обижают в школе, то педагоги и администрация учебного учреждения должны обеспечить ему защиту. К сожалению, нередко многим людям на государственной работе – чем меньше проблем, тем лучше. Это касается и учителя, и директора, и участкового, поэтому активно добивайтесь защиты сами. И если для реализации этого надо будет каждый день вызывать патруль полиции, значит вызывайте до тех пор, пока ваш школьник не будет в безопасности. Не позволяйте окружающим обижать вашего ребенка.

Приветствую вас, дорогие родители школьников! Наши дети к моменту поступления в учебное заведение становятся достаточно социализированными личностями, готовыми проживать в обществе и трудиться в коллективе.

Одновременно этот период — начало поиска своего места и завоевания авторитета среди окружающих путём установки взглядов и определения манеры поведения. Очень часто это приводит к соперничеству между детьми. Никто не готов делиться пьедесталом. Тех, кто послабее, начинают, так скажем, «строить» словом или делом те, кто посильнее.

«Как быть, если ребенка обижают в школе?», – насущный вопрос для мам и пап, столкнувшихся с детской адаптацией в школьном коллективе.

План урока:

Психологический портрет изгоя

Почему одни хорошо уживаются в классе и легко находят общий язык со сверстниками, а другие молча замыкаются и сидят в углу в страхе, если их заметят или к ним кто-то обратится.

Ещё со школьной скамьи каждый из нас вспомнит хоть одного одноклассника, который был объектом для издёвок. Такого «ботаника» ежедневно обзывали, ему клеили клички, у него всё время что-то отнимали, ломали или прятали. Этого одноклассника считали чудаком потому, что он не подпадал под общепринятые рамки.

Психологи составили портрет ребёнка, который в силу определённых особенностей может стать причиной для насмешек и детских издевательств. Итак, вот что может стать поводом для повышенного неадекватного внимания.

Физиологические особенности

Толчком для насмешек сверстников могут стать простые очки на носу, конопушки или яркий рыжий цвет волос.
Слишком маленький или слишком длинный, очень худой или очень полный – всё это причины, чтобы лишний раз поддеть «красивым» словечком.

Проблемы с речью

Мимо таких отклонений в разговоре как заикание, специфический акцент, картавость или шепелявость не пройдёт ни один задира. Эти дефекты всегда становятся причинной для дразнилок.

Школьная успеваемость

Что характерно, если в младших классах дразнят отпетых двоечников за их «красных лебедей» в дневнике, то в старшей школе объектами для насмешек становятся зубрящие материал отличники.

Непросто приходится и тем, кто в силу слабого здоровья не стоит в первых рядах на уроках физкультуры. Про таких «червячков», которые извиваясь на перекладине, тщетно пытаются дотянуться до неё хоть разок, говорят как минимум «слабак».

Характер поведения

Слишком медлительные и невнимательные по природе дети часто попадают «под раздачу». Над ними подшучивают и подтрунивают, подгоняя и разыгрывая. Не остаются в стороне те, которые на обидные слова глубоко втягивают плечи и не сдают сдачи.

У них на лбу начерчено клеймо «Можно обижать». Но и те, которые лезут в драку в силу своего агрессивного характера , тоже становятся объектом для насмешек. Их часто специально раззадоривают, чтобы вызвать неадекватную реакцию и посмеяться.

Одежда и личные вещи

Как не прискорбно говорить, но материальный мир частенько возвышается у детей над состоянием духовным. К сожалению, очень часто стайка одетых от Армани или Шанель детей выбирает для насмешек скромного сверстника, пользующегося ещё стародревним кнопочным Nokia А35.

Вот лишь несколько общих поводов для того, чтобы стать предметом для детских издёвок. Если вы увидели в своём ребёнке хоть один характерный признак, стоит обратить пристальное внимание на его поведение, а вдруг его слабость и нерешительность уже стали причиной для затруднительного общения?

На что обратить внимание

Советы психологов содержат рекомендацию почаще приглядываться к поведению своего ребёнка, особенно в трудном подростковом периоде, чтобы вовремя выявить проблемы и принять решение о том, как поступить в той или иной ситуации. Ведь часто дети бывают запуганы своими обидчиками или просто могут быть слишком гордыми, чтобы не жаловаться, а решать проблему самостоятельно.

Итак, что может говорить о неблагополучных отношениях ребёнка со сверстниками.


Итак, проблема назрела. Что делать, к кому бежать и куда обращаться? Давайте по порядку!

Необходимые меры с чутким сердцем и холодным разумом

Не спорю, первая реакция мам подобна защите своих детёнышей волчицами: готовы порвать всех. Но не стоит с праведным гневом сразу бежать и увольнять учителей и строчить заявления в полицию. Зачастую такая спешная реакция родителей приводит к отрицательному результату – ребёнка в отместку начинают обижать ещё сильнее и злее.

Восстанавливать справедливость и отвоёвывать место под солнцем нужно с умом и юридически грамотно.


«Зачем тогда писать, не проще ли сразу уйти?» – спросите вы. Нет! Не проще. Нельзя оставаться в стороне. Завтра вы столкнётесь с этими подросшим «хозяевами жизни» в другой ситуации, более серьёзной. Безнаказанность – путь к вседозволенности.


Вливаемся в коллектив

Если ещё не всё потеряно, постарайтесь сделать из вашего ребёнка достойного одноклассника и хорошего друга. Так

  • хорошую физическую форму обеспечит спортивная секция ,
  • некрасивую речь отладит логопед,
  • неопрятный вид исправит пара-тройка обновок,
  • репетиторы помогут в учёбе,
  • даже торчащие уши сегодня ловко скроет хороший парикмахер с помощью модной прически .

Общие интересы с одноклассниками сделают общение плодотворнее, а уверенность ребёнка в себе и высокая самооценка добавят веса в коллективе.

Не лишним будет дополнить разговор мнением детского психолога. Смотрим видео. Получаем советы.

Вот так вот простыми словами о совсем непростой проблеме. Сталкивались ли вы с обидами ребёнка в школе и как выходили из этой ситуации? Буду ждать от вас комментариев. А на этом прощаюсь с пожеланиями быть дружелюбными по отношению к окружающим.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Твой малыш стал объектом травли сверстников? Ситуацию можно исправить, ведь ты - рядом с ним! Ребенок часто приходит из школы или детского сада в подавленном настроении, слезах и даже ссадинах: сверстники избрали его мишенью для острот и злых шуток. Первое твое побуждение - грудью встать на защиту своего малыша. Но не сделаешь ли ты ему только хуже?

За что его унижают?

​​​​​​​Конечно, ни один ребенок не заслуживает пренебрежительного отношения к себе - любое дитя уникально и обладает своими достоинствами. Но маленькому человечку далеко не всегда легко проявить в коллективе свои сильные стороны, ведь сверстники гораздо охотнее обнаруживают его слабости.

Какие? Это могут быть плохая физическая подготовка, неопрятный или не модный вид, низкая успеваемость, излишняя полнота и так далее.

Возможно, ребенок часто болеет, пропуская школу или детский сад, поэтому никак не станет своим в классе или группе. У некоторых детей сложный характер: они слишком пассивны, неуверенны в себе или чувствительны и ранимы. Так или иначе, у маленьких «изгоев» копится обида на сверстников, чувство одиночества, зависть к другим детям. Несчастный ребенок замыкается в себе, начинает обманывать, хвастать, ябедничать или втихомолку мстить обидчикам.

Нужна твоя поддержка

Иногда в отношения детей лучше не вмешиваться, но это - не тот случай. Сначала разберись в причинах непопулярности ребенка и попытайся их устранить. Может, он выглядит не слишком современно? Займись его гардеробом и внешностью. Слишком слаб физически? Заинтересуй его каким-нибудь видом спорта. Плохо учится? Побудь репетитором сама или привлеки специалиста. Недооценивает себя? Помоги обрести уверенность в своих силах и способностях. Подчеркивай его достоинства при каждом удобном случае. Не скупись на похвалу, восхищайся своим чадом и не забывай, что ребенок смотрит на себя твоими же собственными глазами.

Азбука общения

Следующий этап - обучение малыша полезным навыкам взаимоотношений с другими людьми: большей активности, дружелюбию, умению постоять за себя, а когда нужно - сдержаться и уступить. И помни: чем увереннее чувствует себя ребенок, тем легче даются ему эти навыки. Нелишним будет попросить классного руководителя или воспитательницу поддержать сына или дочь, быть может, задействовать в каком-то важном деле, что повысит его престиж в глазах остальных. Но нельзя исключать и того, что в детском коллективе на самом деле сложилась слишком нездоровая обстановка, и тогда лучше будет перевести ребенка в другую школу или детский сад.

Ты - «продюсер» его талантов

Все дети мечтают быть самыми лучшими - но как продемонстрировать окружающим собственные достоинства? Из боязни быть отвергнутым далеко не каждый ребенок способен открыто претендовать на лучшую роль в игре или другой коллективной деятельности. Устрой сыну или дочери такую возможность! Организуй какое-нибудь общее мероприятие для него и его друзей: детский праздник, загородную вылазку. «Своя» территория, «свой» взрослый, возможность получить выгодную роль и справиться с ней - вот что нужно ребенку, чтобы почувствовать себя в безопасности и раскрыть свои таланты.

Как научить ребенка постоять за себя

Это один из самых животрепещущих вопросов. Волнует он и мам, и пап, но пап, наверное, всё-таки больше.

- Жизнь жестока, - говорят мужчины. - В ней надо пробиваться с боем, а у нас растёт слюнтяй.

Причём негодуют по поводу сыновнего слюнтяйства, как правило, те отцы, которые сами в детстве постоять за себя не умели, да и во взрослом возрасте не больно-то напоминают Рембо или Джеймса Бонда. Впрочем, оно и понятно. Всем нам хочется, чтобы дети не повторяли наших ошибок и были счастливее нас. См. →

Если ребенка дразнят в школе

Ребенка дразнят в школе. Неважно, что именно послужило для одноклассников поводом к этому - высокий или, напротив, маленький рост, какой-то другой недостаток внешности, черта характера и так далее. "Дразнилки", обидные прозвища, постоянные насмешки травмируют ребенка, особенно если он от природы раним и застенчив. Бывают случаи, когда эта ситуация выходит из-под контроля и становится необратимой. Ребенок воспринимает школу не иначе как место, где он подвергается издевательствам. Это может сказаться на его самооценке, успеваемости и, в конечном счете, на его душевном состоянии.

Что же предпринять в таком случае родителям? Как быть, если вашего ребенка дразнят одноклассники, если из-за насмешек он не хочет ходить в школу? См. →

Дети-изгои: психологическая работа с проблемой

В каждом детском коллективе есть популярные дети и не очень. Есть дети активные, общительные, а есть тихие, одиночки. Одних устраивает второстепенная роль в классе, другие страдают от такого положения, но не знают и не умеют его изменить. Некоторые дети так стремятся оказаться в центре внимания одноклассников, занять лидерскую позицию, не умея при этом вести себя в соответствии со своими притязаниями, выбирая неадекватные способы поведения, что добиваются внимания "со знаком минус" - становятся объектом насмешек и презрения. И вот эти активно отвергаемые сверстниками ребята - явление, к сожалению, частое и трудноисправимое. См. →

Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?

Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. См. →

Самое главное - помнить: положение ребенка в классе вплоть до подросткового возраста на 90% зависит от того, как к нему относится учитель. А у первоклашек - на все 100. Поэтому, если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками, решить проблему может учитель, подав ребятам знак, что ребенок ей нравится, что у него что-то (неважно что, хоть с доски вытирать) получается лучше всех, что он важен и нужен в классе. См.

Кроме всего прочего, школа для ребенка - это место, где он впервые остается на какое-то, пусть небольшое, время без присмотра взрослых, вместе со своими одноклассниками. Но как быть, если отношения с одноклассниками не складываются? Если другие дети - это не друзья и товарищи, а источник тревоги и даже опасности?

Проблема насилия в школе в последние годы стоит особенно остро. И всем родителям необходимо задуматься, что можно предпринять, чтобы избежать детских конфликтов. Прежде всего, необходимо обратить внимание на обстановку в семье. Чаще всего жертвой насилия в школе становится ребенок, в чьей семье часто случаются ссоры, где привычным является общение на повышенных тонах. Дети, растущие в таких условиях усваивают такую модель поведения как стандартную и автоматически переносят ее на новую среду, что существенно затрудняет общение.

Если в семье властные, авторитарные родители, которые полностью подавляют волю своего ребенка и принимают за него все решения, то такой ребенок также попадает в категорию детей, чаще всего подвергаемых насмешкам и даже побоям одноклассников.

Поэтому в первую очередь обратите внимания на то, какова атмосфера внутри семьи, может быть именно это стало предпосылкой для непростых отношений Вашего ребенка с одноклассниками.

Однако зачастую конфликты случаются и у детей из благополучных семей, особенно если Ваш ребенок особенный: отличается от других детей ростом, весом, нестандартной внешностью, или же просто определенными чертами характера и поведения. Нападкам в школе может повергаться и слишком маленький, и слишком высокий, слишком полный или слишком худой, рыжеволосый, очкарик, слишком застенчивый или слишком обидчивый ребенок. Но даже если Ваш малыш не обладает ни одной из этих черт, все равно стоит поинтересоваться, каковы взаимоотношения Вашего ребенка с остальными детьми. Если Вы узнаете, что Ваш сын или дочь стали объектом насмешек, нужно немедленно вмешаться в ситуацию, потому что насмешки часто перерастают в более серьезную проблему - детское насилие. Необходимо внимательно изучить поведение ребенка в первые дни в школе. Необязательно это будет открытая травля или насилие, это может быть и пассивное неприятие (нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде) или игнорирование ребенка (не замечать его, не обращать на него внимания). Все это травмирует детей не меньше, чем придирки и насмешки.

Как же противостоять детским конфликтам в школе и помочь ребенку?

Многие из родителей в такой ситуации предлагают ребенку справиться самому, дабы развить в нем самостоятельность. Если это всего лишь мелкий конфликт с кем-то из одноклассников, который не приводит к серьезным последствиям, это может быть действительно неплохой метод. Однако если проблема глубже и ребенок находится в противостоянии с большой группой детей или со всем классом, без помощи родителей и учителя ему не обойтись.

Бывает и обратное решение - пойти и урегулировать конфликт самим. В такой ситуации родители могут отчитать хулиганов, что приводит к негативным последствиям: обидчики начинают угрожать своей жертве расправой за сообщение о конфликте родителям. Попытки родителей разобраться в ситуации с родителями обидчиков тоже чаще всего ни к чему не приводят.

Психологи в этой непростой ситуации советуют научить ребенка защищать себя самостоятельно. Причем имеется в виду не физическая сила, потому что силовые методы обычно оказываются неэффективны против морального насилия. Хотя безусловно иногда занятия спортом могут стать лучшим выходом: например, если Вашего ребенка дразнят из-за лишнего веса или неловкости, занятия спортом могут помочь ему развить силу, ловкость, похудеть и приобрести уверенность в себе. Но самое главное - научить ребенка уважать себя как личность, только в таком случае ребенок сможет заставить окружающих уважать себя. И в этом Вы тоже должны помочь ему. Ребенок осознает свою индивидуальность через осознание себя "таким как все". В этом смысле иногда полезно пойти у него на поводу: если ребенка смущает что-то из его вещей, одежды и он хочет, чтобы было "как у ребят", попробуйте сделать так, как он хочет - скорее всего, это придаст ему уверенности в себе. Но это не значит, что нужно исполнять все капризы, во всем должна быть мера.

Помогите Вашему ребенку подружиться с одноклассниками. Расспросите его, в какие секции, кружки ходят его новые товарищи. Может быть Вашему малышу будут интересны какие-то из них. Это отличный повод сдружиться с другими детьми на основе общих интересов. Также поощряйте общение детей вне школы, может быть, стоит приглашать время от времени некоторых ребят к себе домой. Особенно хорошо сближают детей общешкольные или классные мероприятия. Проконтролируйте участие Вашего ребенка в таких мероприятиях.

Именно родители могут лучше всего научить ребенка общению со сверстниками, дать ему модель правильного поведения, научить постоять за себя и дать отпор. Но не стремитесь решать все конфликты в одиночку. В сложных ситуациях, когда ребенок стал изгоем в классе, имеет смысл привлечь к решению проблемы учителей, классного руководителя и психологов. Совместные усилия обязательно приведут к успеху и Ваш ребенок станет полноценным членом коллектива, найдет себе друзей и будет комфортно чувствовать себя в школе.

Тперь вы знаете, что делать, если ребёнка обижают в начальной школе одноклассники, советы психолога.

Последние материалы сайта