Существует несколько преданий относительно истории происхождения с. Заюково. Остановимся на одном из наиболее реальных вариантов.
Атажукино II (Нижнее Атажукино) образовалось раньше, чем Атажукино I (Верхнее Атажукино). В Атажукино II проживала семья князя Касея Атажукина. У него был сын Хатокшуко. После смерти отца Хатокшуко воспитывался у дяди Бекмурзы. Когда подрос, Хатокшуко не ужился с дядей, между ними часто происходили споры, которые в конце концов закончились судебным разбирательством. По обвинению Бекмурзы, Хатокшуко был выслан из Кабарды. После возвращения на родину Хатокшуко окончательно решил уйти от дяди и выбрать себе новое местожительство. Когда дело дошло до раздела имущества и людей, Бекмурза, думая, что никто не пойдет с Хатокшуко, сказал: «Возьми из подчиненных тех, кто согласен с тобой жить». Тогда Хатокшуко обратился к крестьянам и уоркам: «Кто хочет со мной жить, переходите на левую сторону реки Баксан, на поляну кизиловой рощи. Я там выбираю новое местожительство». За ним пошли семьи Батоко Апшева, Кары и Пшимахо Шурдумовых, Хажибатыра Бжихатлова, Марема Шаова, Матгери Шидова, Едика и Пата Гедгафовых, Закрея Бирсова, Гулы Шорова, Хариса Каранашева, Али Абазова и Ибрагима Купова. На второй день, рано утром к ним прискакал какой-то всадник и забрал с собой молодого князя. Через несколько дней вернулся Хатокшуко, известивший о том, что был на торжестве в честь переименования станицы Горячие Воды (Псыхуабэ) в город Пятигорск. 14 мая 1830 г. был опубликован сенатский указ «по высочайше утвержденному положению Комитета министров по учреждении при Кавказских минеральных водах нового города Пятигорска и о переводе туда присутственных мест из города Георгиевска» ". Выходит, Заюково - ровесник г. Пятигорска.
Таким образом, князь Атажукин выбрал место на берегу Баксана, где сейчас находится вспомогательная школа-интернат. В настоящее время там стоит дом, построенный в 1909 г. его внуком Альгери Асланбековичем. Остальные поселенцы расположились рядом, на левой стороне реки.
Через некоторое время из низменной части Большой Кабарды приехал Герандуко Шогенов и занял свободное место справа от князя. Все его родственники поселились также на этой территории: образовался большой квартал Шогеновых. Со временем этот квартал выделился как отдельное поселение. Атажукино было разделено на несколько кварталов (хьэблэ): Жемуховых, Шомаховых, Шурдумовых, Шогеновых и т. д.
В 1861 г. в Атажукино I насчитывалось 33 двора. После отмены крепостного права в Кабардино-Балкарии (1867 г.) количество дворов значительно увеличилось.
В 1867 г. поселения Атажукино I и Герандуко Шогенова были объединены в одно село с общей численностью 117 дворов.
Необходимо отметить, что описываемые события происходили в период русско-кавказской войны (согласно российской историографии война шла в 1817-1864гг., согласно исследований местных историков эта война началась в первой половине XVIII века и завершилась в 1864 г.). Общегосударственные события не могли обойти стороной селение. Как известно, основным последствием, итогом русско-кавказской войны стало выселение значительного числа горцев в Турцию. Выселение это проводилось на основе договоренности, достигнутой между Россией и Турцией. Выселение горцев в Турцию обернулось трагедией для кабардинского народа. По некоторым историческим сведениям во время переселения погибло около 500тыс. черкесов. Но независимо от этих жертв духовенство и многие кабардинские князья призывали народ к переселению в Турцию. Влияние мусульманского духовенства отрицательно сказывалось на росте и развитии населения Заюково. Муллы беспрерывно раздували межнациональную рознь, вызывали у трудящихся ненависть ко всему христианскому, агитировали людей за переселение в Турцию, где якобы всех ожидали блаженство и счастье. Царское правительство поддерживало стремление духовенства, потому что ему нужны были свободные (освободившиеся) земли для вознаграждения своих верноподданных - местных князей. Многие поддались агитации. Турция также была заинтересована в расселении черкесов на своей территории. Черкесы были расселены на границах Турции, чтобы защищать страну от внешних посягательств. Объяснялось это тем, что черкесы издавна славились своей воинственностью, храбростью, стойкостью. Во второй половине XIX в. в Турцию из Атажукино I переселились многие семьи из родов Шурдумовых, Шогеновых, Хаповых, Хацуковых, Сабанчиевых, Бирсовых, Жиляевых, Шерховых, Кардановых и других. Царское правительство добилось желаемого: значительные территории, на которых проживали черкесы, в том числе и кабардинцы, была освобождена для расселения на ней своих верноподданных. Жители Атажукино I и Атажукино II, не испытывавшие раньше никаких противоречий по поводу распределения между ними земли, поставлены были перед угрозой потери значительной части своих владений. Посевные, сенокосные угодья и пастбища, которые распределялись по семьям (родам), становятся объектом спора.
Для решения различных вопросов, затрагивавших интересы всех жителей, специально созывались собрания (хасэ), в которых участвовало только взрослое население мужского пола. Такие собрания обычно проводились на кургане, который возвышался позади дома Атажукина. На них разбирались земельные и имущественные вопросы, конфликты между родами, дела об убийствах, избирались судьи. На сходах привилегиями пользовались князья, муллы, народные мудрецы, воины. Однако со временем древний народный порядок уступил место «дворянскому праву», что обеспечивало «избранным» господствующее положение в обществе.
Проводились и поквартальные собрания, где в основном решались вопросы о строительстве квартальной мечети, найме пастуха и т. д.
Население Атажукино I в основном занималось земледелием и скотоводством. Как известно, к концу 1869 г. в Кабарде наделение сел землей, основанное на принципе общинного права владения, было закончено. Тогда на 214 дворов селу Атажукино I было отведено 11500 десятин земли, из них под посевами 860 десятин. Участок князя Хатокшуко Атажукина составлял 800 десятин.
Жители села главным образом возделывали просо и кукурузу. Заделку семян в почву производили терновой волокушей. Но в конце XIX в. у сельчан начали появляться деревянные бороны с металлическими зубьями и железные плуги.
Урожайность сельскохозяйственных культур была весьма низкой.
Многие крестьяне не имели рабочего скота. Поэтому своими силами они не могли обрабатывать свой клочок земли. Им приходилось объединяться в супряги (дзей).
Основным занятием атажукинцев было скотоводство, которое оставалось наиболее выгодной отраслью хозяйства в данной местности. Между представителями различных слоев населения крупный и мелкий скот распределялся неравномерно. Значительной частью лошадей, крупного рогатого скота и овец владела феодальная верхушка, лучшие пастбища также принадлежали богатым.
Среди атажукинцев встречалось много семей, не имевших ни одной лошади, ни одной коровы. Так, в 1889 г. из общего количества 269 дворов число безлошадных составляло 52,4%.
В основном занимались мясным животноводством. На повышение надоя молока и улучшение породности животных почти не обращали внимания.
Атажукинцы занимались промыслами: каждая четвертая семья изготовляла бурки (многие мастера, изготовлявшие бурки,были известны по всему Северному Кавказу), арчаки (уанэпхъафэ), ремни, металлические принадлежности седла, уздечек, занимались пошивом подушек.
Многие жители занимались кузнечным ремеслом, изготовлением тавровых знаков, частей плугов, арб, борон, серпов.
В 1899 г. в Атажукино грамотных насчитывалось всего 11 человек, среди которых четверо имели духовное звание.
Обнищание, голод, разруха, плохие материально-жилищные условия сопутствовали трудовому народу. Поэтому заболеваемость и смертность среди населения были велики. На каждую тысячу взрослого населения ежегодно в среднем умирало 30 человек, а на 100 родившихся детей - больше половины, не достигнув одного года. Так, в 1898 г. на 2444 жителя села за один год родилось всего 45 человек, а умерло 32, в том числе детей до 5 лет - 14.
В Атажукино I не было ни одного врача. Но некоторые жители научились врачевать и оказывать больным элементарную медицинскую помощь. Пользовались они различными народными средствами и снадобьями.
Атажукинцы имели своих певцов, музыкантов, танцоров и сочинителей. Музыканты-импровизаторы не только хорошо исполняли кабардинские народные напевы и танцы, но и сами сочиняли песни о своих односельчан, воспевали их мужество в походах и обыденной жизни, высмеивали трусов и лентяев.
Координаты : 43°36′20″ с. ш. 43°18′00″ в. д. / 43.60556° с. ш. 43.30000° в. д. / 43.60556; 43.30000 (G) (Я)умеренный
81,02 чел./км²
заюковцы
Селение расположено в ущелье реки Баксан , в юго-западной части Баксанского района . Находится в 25 км к юго-западу от районного центра Баксан , и в 50 км от Нальчика .
Площадь всего сельского поселения составляет - 143,33 км².
Граничит с землями населённых пунктов: Атажукино на севере, Верхний Куркужин на западе, Кенделен , Жанхотеко и Лашкута на юге, а также с землями Государственного Лесного Фонда (Гослесфонда) на востоке.
Населённый пункт находится в переходной от предгорной в горную, зоне республики. Рельеф местности представляет собой сильно разветвленную систему хребтов, возвышающиеся над селом по обоим его сторонам. Средние высоты составляют 905 метров над уровнем моря. Абсолютные превышают 1 000 метров. Над западной частью села возвышаются три вершины - Заюко (1 401 м), Хара Хора (1 233 м), и Матхука (1 071 м). Также на территории села находятся много надземных и подземных пещер, и древние подземные сооружения.
Из недр земли в основном добываются туф и известь. Имеется предварительно разведанная Заюковское месторождение нефти.
Гидрографическая сеть представлена реками - Баксан , и его притоками Гунделен, Хекуарде, Хангок и другие. Местность богата подземными водами. Имеется горячий лечебный источник.
Климат умеренный. Лето жаркое с температурами +25…+30°С, зима прохладное и температуры редко отпускаются ниже −10…−12°С. Среднее количество осадков составляет 400-600 мм в год, и основная их часть приходится на период с апреля по июнь.
Через село проходит трасса Баксан-Эльбрус ведущая в Национальный парк «Приэльбрусье» .
До образования современного села на его территории располагалось несколько аулов. Так на месте, где ныне расположена верхняя плотина Баксанской ГЭС , обитал княжеский род Шогемоковых, которые были валием (верховными князьями) Кабарды в XVII веке .
В междуречье рек Баксан и Гунделен был аул Думэн хьэблэ (Дюменово). На правом берегу реки Баксан располагались аулы - Хьэмгъур хьэблэ (Хамгурово) и Къазэнокъуей (Казаноко), а на левом берегу находился аул Бжьахъуэ хьэблэ (Бжахово). Перед входом в ущелье разбросано располагались аулы - Борэ хьэблэ (Борово), Хьэтыкъуэ хьэблэ (Хатуково) и ПщыцIыкIу хьэблэ (Пшицуково), а на реке Хекуарде находился аул Мыщокъуэ хьэблэ (Мышоко). В 1810 году аул, находившийся на левом берегу реки Хангок, был полностью разрушен и сожжён русскими войсками .
Ядро современного села основано в 1830 году , и первоначально называлось Верхнее Атажукино . Основателем был кабардинский князь Хатокшуко Атажукин (сын Касея Атажукина), который со своими людьми переселился из села Атажукино .
Село быстро росло и расширялось благодаря объединению близлежащих аулов. Однако с окончанием Кавказской войны многие жители вынуждено покинули село в ходе мухаджирства .
В ходе Земельной реформы Кабарды в 1867 году к аулу Хатокшуко Атажукина был присоединен аул Герендуки Шогенова, располагавшийся выше по ущелью.
Общественно-политические организации:
В селе две мечети, в составе которых также действуют школы-медресе , для изучения Корана , арабского языка и письменности.
Вечером 1 го сентября, после своего свидания с Кутузовым, граф Растопчин, огорченный и оскорбленный тем, что его не пригласили на военный совет, что Кутузов не обращал никакого внимания на его предложение принять участие в защите столицы, и удивленный новым открывшимся ему в лагере взглядом, при котором вопрос о спокойствии столицы и о патриотическом ее настроении оказывался не только второстепенным, но совершенно ненужным и ничтожным, – огорченный, оскорбленный и удивленный всем этим, граф Растопчин вернулся в Москву. Поужинав, граф, не раздеваясь, прилег на канапе и в первом часу был разбужен курьером, который привез ему письмо от Кутузова. В письме говорилось, что так как войска отступают на Рязанскую дорогу за Москву, то не угодно ли графу выслать полицейских чиновников, для проведения войск через город. Известие это не было новостью для Растопчина. Не только со вчерашнего свиданья с Кутузовым на Поклонной горе, но и с самого Бородинского сражения, когда все приезжавшие в Москву генералы в один голос говорили, что нельзя дать еще сражения, и когда с разрешения графа каждую ночь уже вывозили казенное имущество и жители до половины повыехали, – граф Растопчин знал, что Москва будет оставлена; но тем не менее известие это, сообщенное в форме простой записки с приказанием от Кутузова и полученное ночью, во время первого сна, удивило и раздражило графа.
Впоследствии, объясняя свою деятельность за это время, граф Растопчин в своих записках несколько раз писал, что у него тогда было две важные цели: De maintenir la tranquillite a Moscou et d"en faire partir les habitants. [Сохранить спокойствие в Москве и выпроводить из нее жителей.] Если допустить эту двоякую цель, всякое действие Растопчина оказывается безукоризненным. Для чего не вывезена московская святыня, оружие, патроны, порох, запасы хлеба, для чего тысячи жителей обмануты тем, что Москву не сдадут, и разорены? – Для того, чтобы соблюсти спокойствие в столице, отвечает объяснение графа Растопчина. Для чего вывозились кипы ненужных бумаг из присутственных мест и шар Леппиха и другие предметы? – Для того, чтобы оставить город пустым, отвечает объяснение графа Растопчина. Стоит только допустить, что что нибудь угрожало народному спокойствию, и всякое действие становится оправданным.
Все ужасы террора основывались только на заботе о народном спокойствии.
На чем же основывался страх графа Растопчина о народном спокойствии в Москве в 1812 году? Какая причина была предполагать в городе склонность к возмущению? Жители уезжали, войска, отступая, наполняли Москву. Почему должен был вследствие этого бунтовать народ?
Не только в Москве, но во всей России при вступлении неприятеля не произошло ничего похожего на возмущение. 1 го, 2 го сентября более десяти тысяч людей оставалось в Москве, и, кроме толпы, собравшейся на дворе главнокомандующего и привлеченной им самим, – ничего не было. Очевидно, что еще менее надо было ожидать волнения в народе, ежели бы после Бородинского сражения, когда оставление Москвы стало очевидно, или, по крайней мере, вероятно, – ежели бы тогда вместо того, чтобы волновать народ раздачей оружия и афишами, Растопчин принял меры к вывозу всей святыни, пороху, зарядов и денег и прямо объявил бы народу, что город оставляется.
Растопчин, пылкий, сангвинический человек, всегда вращавшийся в высших кругах администрации, хотя в с патриотическим чувством, не имел ни малейшего понятия о том народе, которым он думал управлять. С самого начала вступления неприятеля в Смоленск Растопчин в воображении своем составил для себя роль руководителя народного чувства – сердца России. Ему не только казалось (как это кажется каждому администратору), что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководил их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ёрническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху. Красивая роль руководителя народного чувства так понравилась Растопчину, он так сжился с нею, что необходимость выйти из этой роли, необходимость оставления Москвы без всякого героического эффекта застала его врасплох, и он вдруг потерял из под ног почву, на которой стоял, в решительно не знал, что ему делать. Он хотя и знал, но не верил всею душою до последней минуты в оставление Москвы и ничего не делал с этой целью. Жители выезжали против его желания. Ежели вывозили присутственные места, то только по требованию чиновников, с которыми неохотно соглашался граф. Сам же он был занят только тою ролью, которую он для себя сделал. Как это часто бывает с людьми, одаренными пылким воображением, он знал уже давно, что Москву оставят, но знал только по рассуждению, но всей душой не верил в это, не перенесся воображением в это новое положение.
Селение расположено в ущелье реки Баксан , в юго-западной части Баксанского района . Находится в 25 км к юго-западу от районного центра Баксан , и в 50 км от Нальчика .
Площадь территории сельского поселения составляет - 143,33 км².
Граничит с землями населённых пунктов: Атажукино на севере, Верхний Куркужин на западе, Кенделен , Жанхотеко и Лашкута на юге, а также с землями Государственного Лесного Фонда (Гослесфонда) на востоке.
Населённый пункт находится в переходной от предгорной в горную, зоне республики. Рельеф местности представляет собой сильно разветвленную систему хребтов, возвышающиеся над селом по обоим его сторонам. Средние высоты на территории села составляют 905 метров над уровнем моря.. Над западной частью села возвышаются вершины - Заюко (1 401 м), Хара Хора (1 233 м), и Матхука (1 071 м). Также на территории села находятся много надземных и подземных пещер , и древние подземные сооружения.
Из недр земли в основном добываются туф и известь . Имеется предварительно разведанная Заюковское месторождение нефти .
Гидрографическая сеть представлена реками - Баксан , и его притоками Гунделен, Хекуарде, Хангок и другие. Местность богата подземными водами . Имеется горячий лечебный источник.
Климат умеренный. Лето жаркое с температурами +25…+30°С, зима прохладная, и температура редко опускается ниже −10…−12°С. Среднее количество осадков составляет 400-600 мм в год, и основная их часть приходится на период с апреля по июнь.
Через село проходит трасса Баксан-Эльбрус ведущая в Национальный парк «Приэльбрусье» .
До образования современного села на его территории располагалось несколько аулов . Так на месте, где ныне расположена верхняя плотина Баксанской ГЭС , обитал княжеский род Шогемоковых, которые были валием (верховными князьями) Кабарды в XVII веке .
В междуречье рек Баксан и Гунделен был аул Дюменово (Думэн хьэблэ ). На правом берегу реки Баксан располагались аулы - Хамгурово (Хьэмгъур хьэблэ ) и Казаноково (Къазэнокъуей ), а на левом берегу находился аул Бжахово (Бжьахъуэ хьэблэ ). Перед входом в ущелье разбросано располагались аулы - Борово (Борей хьэблэ ), Хатуково (Хьэтыкъуэ хьэблэ ) и Пшицуково (Пщыцӏыкӏу хьэблэ ), а на реке Хекуарде находился аул Мешоко (Мыщокъуэ хьэблэ ). В 1810 году аул, находившийся на левом берегу реки Хангок, был полностью разрушен и сожжён русскими войсками .
Ядро современного села основано в 1830 году , и первоначально называлось Верхнее Атажукино . Основателем был кабардинский князь Хатокшуко Атажукин (сын Касея Атажукина), который со своими людьми переселился из села Атажукино .
Село быстро росло и расширялось благодаря объединению близлежащих аулов. Однако с окончанием Кавказской войны многие жители вынуждено покинули село в ходе мухаджирства .
В ходе Земельной реформы Кабарды в 1867 году к аулу Хатокшуко Атажукина был присоединен аул Герендуки Шогенова, располагавшийся выше по ущелью.
Структуру органов местного самоуправления сельского поселения составляют:
Неподалеку от села Заюково в гроте Сарадж-Чуко (или Зараджуко ) найдены мустьерские орудия, возрастом 50-70 тыс. лет назад (средний палеолит) . Обсидиан из грота Сарадж-Чуко доставлялся неандертальцами в Мезмайскую пещеру в Апшеронском районе Краснодарского края за 250 км. Орудия неандертальцев из Сарадж-Чуко по технологии изготовления близки к орудиям неандертальцев, живших на Восточном и Южном Кавказе и на территории современного Ирана .
Карлсберг пиво - всемирно известная марка напитка, полюбившегося многим благодаря неизменно высокому качеству и свежему солодовому вкусу с терпкой горчинкой. Но в истории самой компании немало весьма примечательных страниц. 1 Компанию основал датский пред
Сайда Тресковые - Трескообразные Pollachius virens - Sei - Saithe длина: до 120 см.; вес: до 6 кг; сезон добычи: март-апрель. Ареал обитания Сайда распространена только в северной части Атлантического океана, от Бискайского залива до Шпицбергена и Мурма
/ The Fancy Pants Adventure 3 Перед вами очень качественный платформер. Нарисованный будто карандашом человечек просыпается от стука в такое же нарисованное окно, резко вскакивает с кровати и отправляется в путь. Куда? Неизвестно. Но известно другое -
Невероятные факты Сказать девушке: "Ты красивая" может любой. Давайте будем честными – этот комплимент стал банальным и неинтересным. Вряд ли привлекательная девушка не знает о своих физических достоинствах. Поэтому логично, что ей хочется
Под толстыми подошвами ботинок хрустит битое стекло. Противно скрипят осколки кафеля. Аккуратно перешагиваю очередную выбитую дверь, украшенную кучкой экскрементов. Пустые бутылки, смятые банки «Охоты Крепкой». Ограниченное тесным квадратом лестничной кле
На земле насчитывается более 4000 видов тараканов, не считая прочих таракановых. У всех них строение во многом схожее, но размеры могут существенно различаться, и это зависит от вида: одни из них не больше полутора см, другие же достигают 10-11 см. Схема